В Российской Академии художеств открылась масштабная выставка произведений заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Олега Леонова.
«М7» — название выставки, обозначая одну их федеральных трасс — дорогу, которая привела много лет назад будущего художника в Москву, символизирует и жизненную магистраль — полный исканий, художественных обретений творческий путь художника в современном мире.
В экспозицию вошли около 100 живописных и графических работ, объединенных в несколько тематических серий и представляющих разные грани творчества талантливого художника.
Экспозиция выставки, включающая циклы портретов, пейзажей, произведений, посвященных военной тематике, символико-философских композиций – представляет ищущего, творчески сложного, а порой и противоречивого автора, художника-философа. Прекрасно владея богатейшей палитрой изобразительных средств реалистической живописи, он уходит от бесконечных вариаций сюжетов натурных наблюдений. Остро ощущая нерв времени, мастер ищет созвучные ему темы и средства их воплощения в стремлении к глубокой, сущностной корреляции содержания и формы.
В большинстве своих работ художник предлагает зрителю сложную игру смыслов и форм, которая требует и общей культуры, и фантазии в интерпретации образов, и абсолютного владения технической стороной исполнения. При всей ироничности и гротеске многих его работ безусловное мастерство, умение придать изображению наибольшую достоверность, убедительность позволяет художнику удержаться в рамках серьёзного разговора. И метафора не становится самодовлеющим компонентом картин автора, в силу особой пластической насыщенности каждого образа.
Свидетельство тому — работы серии «Жизнь предметов во времени». В их стилистике заключен и определенный отсыл к эпохе «сурового стиля» и одновременно современный подтекст. («Грабли», «Тени прошлого»). Художник увеличивает масштаб изображения, при этом мастерски «лепит» форму. Контраст естественного зрительного восприятия предмета и воплощения его на холсте достигает некоего предельного уровня, за которым рождается новый смысл вещи, начинается ее новая самостоятельная жизнь вне привычной для нее «функции». И тогда в зрительском сознании грабли из инструмента превращаются в олицетворение агрессии, сапоги и вилы на вспаханной земле в символ тяжкого труда и целой исторической эпохи. Самоё пространство картин О.Леонова многозначимо, метафизическая ясность соединяется в его природе с пластической подвижностью, всякий раз оставляя зрителю возможность маневра в интерпретации образа от общих понятий до конкретных переживаний.
Совсем иной изобразительный язык демонстрируют его пейзажные работы. Один из разделов экспозиции отдан излюбленной теме художника — истории Москвы. «Москва-Таганка» — серия включает более 200 работ, 50 из них будет представлено на выставке. Таганка не случайна в творчестве художника. По словам автора это «настоящий плавильный котел, в котором неотделимы друг от друга разные исторические периоды и архитектурные стили. Маленькие дворики Серебрянического переулка, высотка на Котельнической, набережные и мосты — каждый уголок Таганского района дышит историей» Написанные легкой, живой и динамичной, почти «импрессионистичной» кистью, полные света и воздуха эти городские пейзажи подобны мгновенной фиксации самого бега времени. «Схваченное» сиюмнутное состояние готово смениться следующим и так до бесконечности.
Произведения Олега Леонова находятся во многих музеях России, среди которых Государственная картинная галерея им. Дейнеки в Курске, Государственная картинная галерея им. Нестерова в Уфе, музеи Вологды, Костромы, Центральный музей МВД РФ и др., в российских и зарубежных частных коллекциях.
Выставка продлится до 17 ноября 2019 года.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств на Пречистенке.