Из коллекции Елены Серебряковой
Дизайнеры и основатели иркутских брендов одежды – о том, как работает мода в Сибири.
Елена Серебрякова, дизайнер
Елена Серебрякова
Художник-постановщик, фотограф, владелица собственной студии дизайна и изготовления одежды, президент Ассоциации модельеров Иркутской области, при поддержке которой в регионе проводился ряд крупных конкурсов для молодых модельеров.
Мы создали Ассоциацию модельеров Иркутской области в 1990-х годах, когда в нашем регионе не было ничего для того, чтобы продвигать дизайнеров. Мы проводили крупные мероприятия и показы, а также оказывали юридическую поддержку. Сейчас необходимость в активной работе организации уже отпала. Мы сделали свое дело. Теперь хотелось бы, чтобы выросло следующее поколение молодых дизайнеров.
Ситуация на модном рынке сильно поменялась. Сегодня потребителю интересен индивидуальный дизайн. Мой опыт показывает: чтобы добиться успеха на региональном рынке, нужно наработать клиентскую базу и дальше уже создавать одежду для узкого круга людей, кому действительно близки твои работы и твое мышление, быть, как я называю, «атмосферным» дизайнером, не оглядываться на тренды. Создавать коллекцию, которая нравится тебе. Я работаю именно так.
Нужно понимать, что для более глобального успеха и выхода на федеральный рынок необходимо постоянно отшивать полноформатные коллекции, думать о сезонности, — здесь уже не ограничишься индивидуальным пошивом и узким кругом клиентов. В регионах в этом плане делать нечего.
Что касается моды Иркутска, то здесь, конечно, наблюдается местечковая мода, но это больше касается людей постарше. Молодежь уже и в регионах находится на всеобщей модной волне. Причем не только в Иркутске, но и в любом другом городе. Единственное, чем отличаются иркутяне, — это любовью к «лакшери». Мы любим показать, как живем, что у нас есть достаток. Иркутск изначально был купеческим городом, и это в нас живет до сих пор. У нас очень большая прослойка населения, которая может себе позволить дорогие вещи. И для многих иркутян до сих пор важно быть в ярлыках и бирках.
Галина Попова, основатель «Из хлопка»
«Из хлопка»
Иркутский бренд, который специализируется на создании базовых рубашек. Концепция марки — минимализм в деталях, яркость в идеях, натуральность в тканях.
В Иркутске большой спрос на уникальные, необычные вещи. При этом у нас очень популярны известные бренды масс—маркета, которые предлагают выбор на любой вкус и кошелек. Из-за этого локальным дизайнерам на местном рынке, конечно, продвигаться трудно. Но если ты делаешь что-то интересное, покупатель всегда найдется. Мой бренд специализируется на рубашках, которые я шью по разработанным лично мной лекалам. Индивидуальным пошивом я не занимаюсь. Я выбрала такую нишу и делаю все возможное, чтобы в Иркутске при слове «рубашка» вспоминали именно мою продукцию и знали, что за идеальными нужно идти к марке «Из хлопка». Я делаю свои сорочки из качественных натуральных материалов, с минимальным добавлением синтетики. Стараюсь, чтобы вещь стала хорошей базой для гардероба. Плюс эта ниша выгодна тем, что рубашки нужны всегда — они не имеют сезона и сочетаются со всем.
Большая проблема на иркутском рынке — ткани. Найти что-то интересное на оптовом рынке — большая удача. Обычно представлен очень маленький цветовой ряд, сами оттенки очень избитые, и найти необычные цвета сложно. Не поверите, но совсем непросто отыскать белый хлопок. Я уже давно пытаюсь создать идеальную белую рубашку и не могу обнаружить ткань, в которой меня все устраивало бы.
Заказывать текстиль мне невыгодно, так как я не отшиваю большие объемы, у меня концепция бренда — не коллекционная, чтобы обладательница моих изделий чувствовала себя уникальной. У нас в городе есть один магазин итальянских тканей, где качество и ассортимент достойные. Чаще всего в нем и нахожу материал для своих моделей.
Какое-то время я отдавала отшитый мной образец на стороннее производство, говорила: сделайте мне точно такой же, вот вам ткань, лекала, — но итог не всегда меня удовлетворял, часто что-то шло не так, и вещь приходилось переделывать, тратить время. Стороннее производство необходимо только при больших объемах и полноформатной коллекции, поэтому я отказалась от этого. Сейчас все делаю сама. Сегодня основной инструмент продвижения на рынке — это Instagram. Я начинала с того, что отшила несколько изделий, позвала сестру в качестве модели для фотосессии, позвала знакомого фотографа, так мы отсняли первый лукбук, который я выложила в соцсеть. И первыми покупателями, конечно, стали мои знакомые, а дальше уже сработал эффект сарафанного радио, меня стали приглашать на различные мероприятия, предлагать сотрудничество.
Я считаю, что отказываться от сотрудничества с визажистами, парикмахерами, фотографами, смежными магазинами нельзя. В какой-то период я делала коллаборации почти каждый месяц — с брендами обуви, украшений и даже с производителями сахарной ваты. Мы снимали фотосессию и пиарили друг друга в соцсетях. Офлайн-продвижение стало уже второстепенным, такие мероприятия больше помогают заводить знакомства и полезные контакты, но на продвижение бренда не особо работают.
Мария Ким, основатель Inspire
Inspire
Самый узнаваемый бренд Иркутска. Сегодня в сеть Inspire входят 18 магазинов по всей России. Создатели марки верят: простая белая рубашка, красивое платье и брюки, которые сидят как надо, способны поднять настроение и добавить уверенности в себе. Особое внимание бренд уделяет деталям и следит, чтобы каждая пуговка, оборка и строчка были на своем месте, а качество, крой и состав ткани — такими, чтобы каждая вещь стала любимой.
Я считаю, что сегодня возможность начать свое дело в мире моды в регионе есть абсолютно у каждого. Благодаря социальным сетям, платформам, где можно найти удаленно сотрудников, онлайн-обучению, таким площадкам, как Wildberries, вход в fashion-бизнес стал проще. А вот сделать дело прибыльным, развить его во что-то большее гораздо сложнее.
Мы с мужем начали в 2011 году, когда были студентами, — запустили интернет-магазин по продаже одежды из Китая во «ВКонтакте». В течение двух лет набирались опыта, откладывали деньги и открыли первый розничный магазин в Иркутске, потом второй. Постепенно все это переросло в розничную сеть с собственным производством одежды.
Основными каналами продвижения для нас служили социальные сети, сначала «ВКонтакте», потом Instagram. Нашими преимуществами всегда были классный сервис, хороший фотоконтент, тесное взаимодействие с аудиторией, уникальный ассортимент. Стратегия продвижения нашего бренда постоянно меняется, потому что мир не стоит на месте, и мы сами выросли с момента запуска интернет-магазина. Основные проблемы возникают с продуктом, особенно если он производится в России. У нас для этого совсем не развита инфраструктура. По тем ценам, по которым мы только делаем продукцию, продает масс—маркет, поэтому иногда непросто объяснить покупателям, откуда складывается такое ценообразование. Также наши предприятия часто срывают сроки, меняют условия, не могут конкурировать по качеству с зарубежными.
Наши коллекции раньше отшивались только в нашем цеху в Иркутске, сейчас его мощностей нам не хватает, поэтому мы стали размещать заказы и на других фабриках по пошиву пальто, курток. Вязаный трикотаж тоже производится на специализированных предприятиях. Наш иркутский цех сейчас сосредоточен на пошиве трикотажа, костюмно-плательной группы. В наших объемах в регионах мы уже ничего отшить не можем, а для нас важно иметь возможность приехать на фабрику, проверить, как идет процесс, поэтому ищем предприятия в Московской области, где сейчас располагается наш экспериментальный цех. Ткани для своих коллекций мы закупаем напрямую у поставщиков или в оптовых магазинах. Чаще всего это компании Турции, Индии, Китая и России.
Если говорить о портрете иркутских модниц, то я бы отметила, что в нашем городе многие любят одеваться стильно, хотят выделяться и купить вещи, которых нет больше ни у кого. Мы ценим оригинальность.
Денис и Влада, основатели Kuashaka
Kuashaka
Сибирский бренд с философией: «одежда не как набор внешних атрибутов, а как отражение внутреннего состояния, энергии и духа». Создатели марки отдают предпочтение геометричному крою в повседневных вещах, которые подчеркивают женственность. Также бренд создает свадебные и вечерние платья.
Мы не относим себя к дизайнерам, просто занимаемся тем, что нам нравится. У нас нет профильного образования, даже рисовать не умеем, не делаем эскизы, не работаем как принято. Мы создаем на ходу. Как бизнесом мы начали заниматься нашим брендом год назад, до этого он существовал в формате хобби. У нас всегда было определенное мировоззрение, видение, как это должно быть, и в итоге мы решили показать свои работы большому кругу людей — до этого о нас знали только друзья и знакомые. Сегодня мы продаем преимущественно онлайн, но у нас есть своя мастерская, куда можно прийти и посмотреть вещи.
У нас собственное производство, так как объемы с выходом в бизнес увеличились и в четыре руки мы уже не справлялись, — понадобились швеи, закройщицы, с которыми у нас оказался большой возрастной разрыв, была ощутима разница поколений. Изначально в этом заключалась серьезная проблема — закройщицы и швеи делали так, как полагается по стандарту, по классике, а нам это было не нужно. Полгода мы настраивали производство, свою команду, объясняли свое видение, чтобы они понимали, что требуется. Нам важно, чтобы прослеживалась специфика нашего кроя, которая иногда не соответствует стандартам, а для закройщика это бывает сложно. В этом одна из особенностей нашего бренда: одежда выполнена нестандартно, мы совмещаем разные техники.
Еще одна проблема для нас — это ткань. Высокая наценка, небольшой ассортимент на рынке. На нашем уровне бизнеса эта проблема пока еще решаема. У нас нет, как у многих дизайнеров, подготовки к сезонам, мы не знаем, какие будут ткани, до того момента, пока не пришли в магазин и не выбрали материал. Поэтому пока справляемся. Но если увеличивать масштабы и выходить на другой рынок, то это уже станет большой проблемой.
Сегодня мы на Иркутск вообще практически не работаем, так как оказалось, что это не наша аудитория. Нам очень жаль — мы здесь живем и хотели бы быть нужными здесь. Но пока в Иркутске нас не очень понимают. Наш рынок — Москва и Санкт-Петербург.
На наш взгляд, в Иркутске не хотят отличаться. У нас 70% людей приходят с работы домой, ложатся спать и утром опять идут на работу. И в этот образ жизни сложно вписать свое внутреннее «я», а наша одежда как раз для тех, кому важно именно это. При этом наши вещи носят и девушки в 15, и женщины в 50. У нас философия не возраста, а внутреннего состояния. Вы должны ощущать себя в нашей одежде.
Сегодня идеальный инструмент продвижения — это интернет-площадки. Там те же покупатели, что и офлайн, но у них есть время на принятие решения — это удобно. Поэтому основное продвижение своего бренда мы делаем через Instagram. Мы работаем в соцсетях, привлекаем блогеров, у которых подписчики — наши потенциальные клиенты. И конечно, делаем таргетированную рекламу.
Необходимо всегда оставаться на волне, понимать, что и как происходит на интернет-ресурсах, разбираться в сложных алгоритмах социальных сетей. Это требует денежных вложений, но стоит того. Особенно на региональном рынке.
Мария Голикова, основатель бренда Kukla
Kukla
Не просто бренд — а полноценная команда с собственным производством, которая разрабатывает коллекции с учетом активного образа жизни молодежи, создавая удобную, комфортную, свободную и яркую одежду.
Когда я начинала свое дело, то была одна, у меня имелась швейная машинка, а за спиной — курсы кройки и шитья. Сейчас у нас магазин в Москве и небольшой швейный цех в Иркутске.
В продвижении своего бренда мы уделяли большое внимание визуалу — всегда делали красивые съемки, а также вели страницы в соцсетях, сотрудничали со СМИ, создавали коллаборации, продавались на крупных маркетплейсах, таких как Wildberries. Но я считаю, что не только онлайн- , но и офлайн-продвижение важно. Офлайн до сих пор составляет львиную долю продаж, особенно это актуально для одежды, где клиенту важно примерить, посмотреть, потрогать. В онлайн-каналах клиенту проще познакомиться с брендом, понять стиль, в котором работает бренд, но интернет-продажи для нас больше сопутствующая история. Крупные игроки электронной коммерции, те же Wildberries, Lamoda, задают свои правила игры, в которые молодые бренды не укладываются.
Мы частично отшиваем коллекции у нас в цехе, частично работаем с производствами, которые находятся в Москве и Иркутской области. В крупных городах больше возможностей, но и предприятия сильнее загружены, поэтому необходимо планировать заранее цикл производства. Возникают и проблемы с тканями, я не всегда могу найти необходимые в том ценовом сегменте, в котором мы работаем. Пока что мы закупаем у московских поставщиков — это порядка 10 партнеров, с которыми мы работаем уже достаточно давно.
Мы делаем действительно яркие вещи, с запоминающимся дизайном, этим и нравимся. В Иркутске много стильных и модных людей, есть большая прослойка креативных, интересны х и ярких личностей, которым подходит концепция нашего бренда.