Вековая дискуссия об авторстве работ Мольера завершена

 Вековая дискуссия об авторстве работ Мольера завершена

Как следует из статьи, которую опубликовали на портале «Science Advances», 100-летний спор об авторстве мольеровских пьес разрешился в пользу Мольера: французские ученые, используя современные методы компьютерной лингвистики, утверждают, что все пьесы, подписанные Мольером, написал сам Мольер.

Еще в 1919 году французский поэт и писатель Пьер Луис заявил, что драматург Пьер Корнель был автором самых знаменитых пьес, приписываемых Мольеру. Расцвет таланта Мольера, его предполагаемое отсутствие образования и культуры, его напряженная повестка дня и нехватка рукописей стали одними из аргументов, вызвавших вековую дискуссию. Систематические возражения против этих утверждений предоставляли, тем не менее, ограниченность имеющихся архивов до сих пор не позволяла завершить дебаты. Причем Луи утверждал, что Пьер Корнель создавал пьесы зачастую вместе со своим братом Тома, тоже драматургом. А сам Мольер был только ведущим актером собственной труппы. Сомнения Луи основывались на якобы стилистическом, лексическом и поэтическом сходстве пьес Корнеля и Мольера.

Творческая карьера Мольера, настоящее имя которого Жан Батист Поклен (1622—1673), была феноменально успешна: человек из небогатой семьи, получивший скромное образование, стал не только фаворитом Людовика XIV, но и покорил своим талантом всю Францию. За довольно короткий срок он стал известным актером, театральным режиссером, писателем.

Сторонники Луи, сомневающиеся в авторстве драматурга, настаивали на том, что писательский талант Мольера расцвел значительно позже. Существовало две гипотезы: по одной — Мольер давал Корнелю черновики для доработки, и между двумя драматургами было нечто вроде сотрудничества, по другой — пьесы, приписываемые Мольеру, написали совсем другие авторы, в том числе Корнель и его брат Тома.

Французские лингвисты Флориан Кафьеро из университета Парижа имени Дидро и Жан-Батист Камс из Национальной школы хартий, проведя систематический анализ французских пьес XVII века — Мольера, Пьера Корнеля, Поля Скаррона, Жана Ротру и Тома Корнеля — утверждают, что тексты, приписываемые Мольеру, принадлежат только одному автору, и их лингвистические особенности весьма отличаются от таковых у других авторов теста. Исследователи проанализировали их глобальную лексику, рифмованную лексику, словоформы, аффиксы, морфосинтаксис и функциональные слова.

Ученые пишут: «Наш анализ опровергает обе теории и приходит к выводу, что ни П. Корнель, ни Т. Корнель (и, между прочим, ни один из крупнейших авторов, прошедших здесь проверку) не могли написать пьесы, подписанные под именем Мольер. Без определенного доказательства того, что работы Мольера являются его собственными — что могли сделать только исторические свидетельства — опровержение этих альтернативных теорий убедительно подтверждает идею, что Мольер действительно написал шедевры, подписанные под его именем».

novostiliteratury.ru